Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

МОНИТОРИНГ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

бюллетень № 2, февраль 2007

Выпуск подготовили: Иванченко А.В., Любарев А.Е., Кынев А.В., Скосаренко Е.Е., 
Сергеев А.А., Акаевич В.Г., Кривцов В.И.

Часть I. Российские политические партии накануне нового избирательного цикла

Политические и избирательные реформы, проводимые в Российской Федерации в 2001–2006 гг., привели к существенному увеличению значимости партий в политической системе страны. С 2003 г. не менее половины составов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ избираются по партийным спискам. На выборах депутатов Государственной Думы введена полностью пропорциональная избирательная система, и уже обозначилась тенденция переноса этой системы на выборы более низкого уровня. Так, 11 марта 2007 г. полностью по пропорциональной системе пройдут выборы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Московской областной Думы, Народного Собрания Республики Дагестан, в Волгоградской области 9 октября 2005 г. только по партийным спискам прошли выборы горсовета города Волжский.

Очевидно, что возрастание роли партий в избирательной системе страны, превращение их в единственный вид избирательного объединения делают центральным вопрос о том, в какой степени система политических партий в стране обеспечивает избирательные права граждан. Ведь чем сильнее роль партий в избирательной системе, тем важнее становится то, насколько демократически устроены сами партии и до какой степени они независимы от государства. Выдвигая кандидатов по округам и тем более при выдвижении партийных списков, партии превращаются в посредников между кандидатами и избирателями. Прежде чем быть избранным избирателями, кандидат должен быть избран партией, избиратели же фактически ратифицируют этот выбор. В итоге, вопрос о свободе создания политических партий и соблюдении равенства прав как между членами различных партий, так и между партиями становится вопросом обеспечения конституционных принципов народовластия, равенства прав и обязанностей граждан.

Исходя из этого, мы считаем мониторинг деятельности политических партий и уполномоченных их контролировать органов государственной власти таким же необходимым, как и мониторинг собственно избирательных кампаний.

1. Федеральный закон “О политических партиях” и его эволюция

1.1. Базовые положения Федерального закона “О политических партиях”
(в редакции от 11 июля 2001 года)

1.2. Изменения, внесенные в Федеральный закон “О политических партиях” в 2002–2006 годах

1.3. Основные дискуссионные проблемы, связанные с законом о политических партиях

2. Развитие партийной системы в 2001–2005 годах

2.1. Переходный период 2001–2003 годов

2.2. Участие партий в выборах в 2003–2005 годах

2.3. Итоги развития партийной системы к началу 2006 года

3. Мониторинг состояния партийной системы в 2006 году

3.1. Участие политических партий в региональных выборах

3.2. Съезды политических партий

3.3. Финансовая деятельность партий

3.4. Проверки, проводимые Федеральной регистрационной службой 

4. Перспективы развития партийной системы в 2007 году

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru