| 2.
                    Законодательство о выборах В
                    соответствии с Федеральным
                    конституционным законом от 25
                    марта 2004 г. № 1-ФКЗ “Об
                    образовании в составе
                    Российской Федерации нового
                    субъекта Российской Федерации в
                    результате объединения Пермской
                    области и Коми-Пермяцкого
                    автономного округа” (в
                    редакции Федерального
                    конституционного закона от 12
                    апреля 2006 г. № 1-ФКЗ)
                    Законодательное Собрание
                    Пермского края первого созыва
                    избирается сроком на пять лет и
                    состоит из 60 депутатов, при этом
                    28 депутатов избираются по
                    одномандатным избирательным
                    округам на территории бывшей
                    Пермской области и 2 депутата от 2
                    округов на территории бывшего
                    КПАО, еще 30 депутатов избираются
                    по пропорциональной
                    избирательной системе. На основании
                    данного закона Положение о
                    выборах депутатов
                    Законодательного Собрания
                    Пермского края первого созыва
                    было утверждено Указом
                    Президента РФ от 19 апреля 2006 года
                    № 402. В разработке данного
                    Положения принимали участие как
                    региональные (областная
                    избирательная комиссия,
                    администрация губернатора,
                    Законодательное Собрание), так и
                    федеральные (Центризбирком,
                    Администрация Президента РФ)
                    структуры. Положение
                    предусматривает выборы
                    пропорциональной части
                    Законодательного Собрания по
                    системе закрытых списков,
                    разбитых на региональные группы.
                    Каждый список должен был
                    включать в себя общекраевую
                    часть и 8 региональных групп
                    кандидатов, при этом одна
                    региональная группа обязательно
                    должна была соответствовать
                    территории Коми-Пермяцкого
                    округа, остальные 7 групп должны
                    были соответствовать
                    территориям четырех граничащих
                    между собой одномандатных
                    избирательных округов (перечень
                    групп в соответствии с
                    Положением устанавливала
                    Временная избирательная
                    комиссия). В общекраевой части
                    списка могло быть не более 3
                    кандидатов, а в региональных
                    группах – не менее 3
                    кандидатов в каждой. Таким
                    образом, списки должны были
                    содержать минимум 25 человек.
                    Максимальное число кандидатов в
                    списке было ограничено 60. Для
                    регистрации кандидатов по
                    округу и партийного списка
                    кандидатов требовалось
                    представить подписи 1%
                    избирателей округа или края
                    соответственно. Размер
                    избирательного залога и для
                    партий, и для кандидатов
                    составлял 15% от предельной суммы
                    всех расходов из средств
                    соответствующего
                    избирательного фонда. Для партий
                    предельный размер расходов
                    средств избирательного фонда
                    составлял 60 млн. руб., для
                    кандидатов по одномандатным
                    округам – 2 млн. руб. Таким
                    образом, залог для партий
                    составлял 9 млн. руб., для
                    кандидатов – 150 тыс. руб.
                    Выдвижение кандидатов и списков
                    начиналось со дня, следующего за
                    днем публикации решения о
                    назначении выборов, и
                    заканчивалось через 30 дней после
                    публикации решения о назначении
                    выборов. Документы на
                    регистрацию должны были
                    подаваться не позднее чем за 45
                    дней до дня голосования. Порог для
                    возврата залога соответствует
                    максимуму, предусмотренному
                    федеральным законом: кандидат
                    должен получить не менее 5%
                    голосов, а список – не менее 3%.
                    Возврата стоимости “бесплатного
                    эфирного времени” и “бесплатной
                    печатной площади” не
                    предусмотрено. Порог явки для
                    признания выборов состоявшимися
                    был установлен в 25%.
                    Заградительный барьер составлял
                    7%1. При этом
                    Положение содержало требование,
                    чтобы списков, допущенных к
                    распределению депутатских
                    мандатов, было не менее трех (за
                    исключением случаев, когда
                    голосование проводилось за два
                    списка). Если 7%-ный барьер
                    преодолевают менее трех списков
                    или за все преодолевшие этот
                    барьер списки подано в
                    совокупности не более 50% голосов
                    избирателей, барьер становится
                    “плавающим”. Для
                    распределения мандатов между
                    списками применялась
                    традиционная для нашей страны
                    методика, основанная на квоте
                    Хэйра (называемой первым
                    избирательным частным) в
                    сочетании с методом наибольшего
                    остатка. Распределение
                    депутатских мандатов между
                    региональными группами внутри
                    партийных списков
                    осуществлялось на основе
                    относительного (т.е. выраженного
                    в процентах) рейтинга поддержки
                    партии на территориях, входивших
                    в соответствующую региональную
                    группу. Положение
                    предусматривает санкции в виде
                    лишения партии мандата лишь в
                    случае досрочного прекращения
                    полномочий депутата,
                    находившегося в его общекраевой
                    части списка, без вынуждающих к
                    тому обстоятельств2
                    до истечения одного года со дня
                    избрания Законодательного
                    Собрания. При этом кандидатам
                    предоставлено полное право в
                    течение 7 дней со дня голосования
                    отказаться от получения мандата.
                    Не предусмотрены санкции и в том
                    случае, если избранный кандидат
                    не выполнит требования об
                    освобождении от обязанностей,
                    несовместимых со статусом
                    депутата Законодательного
                    Собрания3. Возрастной
                    ценз для пассивного
                    избирательного права – 21 год.
                    Положение дало право назначения
                    наблюдателей общественными
                    объединениями. Предусмотрена
                    возможность голосования по
                    открепительным удостоверениям:
                    они выдавались за 45–20 дней до
                    дня голосования в
                    территориальных избирательных
                    комиссиях, а затем в участковых
                    избирательных комиссиях. В
                    протоколе предусматривалась
                    строка, отражающая выдачу
                    открепительных удостоверений в
                    территориальных комиссиях.
                    Контрольных соотношений, как и в
                    большинстве других законов о
                    выборах, предусмотрено 4. Первая
                    редакция Положения
                    предусматривала возможность
                    голосования против всех
                    кандидатов и против всех списков.
                    Более того, во исполнение
                    Постановления Конституционного
                    Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П в
                    Положении была предусмотрена
                    возможность создания
                    агитационного фонда для
                    финансирования агитации против
                    всех кандидатов и/или против
                    всех списков кандидатов. Однако
                    после вступления в силу
                    Федерального закона от 15 июля 2006
                    г. № 107-ФЗ, отменившего
                    голосование “против всех” (а
                    также двух других федеральных
                    законов, внесших изменения в
                    избирательное законодательство),
                    Президент РФ издал Указ от 21
                    августа 2006 г. № 912, которым внес
                    изменения в Положение о выборах,
                    и возможности голосования “против
                    всех”, а также создания
                    агитационных фондов были из
                    Положения исключены. продолжение 1 Отметим,
                    что в своих региональных законах,
                    принятых в 2003 г., Пермская
                    область установила барьер на
                    уровне 7,5%, а КПАО – 3%.
                    
                    2 Под
                    вынуждающими обстоятельствами
                    понимаются ограничение в
                    дееспособности, тяжелая болезнь,
                    стойкое расстройство здоровья
                    депутата или его близких
                    родственников.
                    
                    3 Поражает
                    полное отсутствие логики в
                    указанных нормах. Отказ от
                    мандата кандидата без каких-либо
                    видимых причин сразу же после
                    голосования, означающий, что
                    данный кандидат не собирался
                    становиться депутатом, а
                    допустил обман избирателей и
                    нарушил обязательство, данное им
                    при выдвижении, не влечет
                    санкций. Зато санкции влечет
                    прекращение полномочий депутата,
                    который выполнил свои
                    обязательства и почти год
                    работал в Законодательном
                    Собрании, даже в случае его
                    избрания депутатом
                    Государственной Думы, поскольку
                    данное обстоятельство Положение
                    о выборах не относит к
                    вынуждающим (впрочем, если
                    выборы в Государственную Думу
                    пройдут в положенный срок, т.е. 2
                    декабря, сложение полномочий
                    избранных депутатов состоится
                    уже за пределами годичного срока).
  
  |