Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 11, ноябрь 2000

ИНИЦИАТИВНЫЙ ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
“О ГАРАНТИЯХ МНОГОПАРТИЙНОСТИ И ПРАВОВОМ СТАТУСЕ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Подготовлен в Независимом институте выборов
и Институте федерализма и гражданского общества
Автор законопроекта – доктор юридических наук,
академик Международной академии информатизации
В.В. Лапаева

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О гарантиях многопартийности в Российской Федерации
и правовом статусе политических объединений

 Многопартийность является одной из основ конституционного строя, предпосылкой развития демократии, гражданского общества и правового государства. Политические партии, организации и движения, участвуя в процессе открытого и свободного формирования и выражения политической воли народа, способствуют осуществлению народом своего суверенитета как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Цель настоящего Федерального закона - обеспечение правовых гарантий реализации конституционных принципов политического многообразия, многопартийности, свободы создания и деятельности политических объединений, равенства политических объединений перед законом.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы создания и деятельности политических объединений

Основными принципами создания и деятельности политических объединений являются:
- свобода участия граждан в политической жизни посредством политических объединений (право создавать в соответствии с настоящим Федеральным законом политические объединения по своим убеждениям; право беспрепятственно вступать в политическое объединение при условии согласия с его программой и требованиями устава и выходить из него; отсутствие дискриминации и привилегий граждан по национальным, этническим, религиозным, половозрастным и иным признакам в процессе их участия в деятельности политических объединений;
- равноправие политических объединений (отсутствие дискриминации и привилегий одних объединений перед другими, гарантии против монополизации политической жизни);
- соответствие программных положений и деятельности политических объединений Конституции Российской Федерации;
- демократизм организации и функционирования политических объединений;
- информационная открытость процессов создания и деятельности политических объединений;
- светский характер политических объединений.

Статья 2. Законодательство о политических объединениях

Деятельность политических объединений регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, дополняющими гарантии прав граждан на участие в политических объединениях, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Понятие и признаки политического объединения

1. Политическое объединение - это общественное объединение граждан Российской Федерации, главной целью и основным содержанием деятельности которого является содействие выявлению и выражению политической воли народа в процессе формирования и осуществления государственной власти путем участия в выборах и в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.
2. Политическим объединением не может быть признано:
- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;
- объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
- объединение, в названии, в программе или в уставе которого присутствует профессиональный, национальный, этнический или конфессиональный признак;
- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;
- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;
- объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;
- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Статья 4. Организационно-правовые формы политических общественных объединений

Политические объединения могут создаваться в организационно-правовой форме политического движения, политической организации и политической партии.
Политическое движение - состоящее из участников и не имеющее обязательного членства массовое политическое объединение.
Политическая организация - основанное на членстве политическое объединение, членами которого могут быть как физические лица, так и юридические лица - политические объединения.
Политическая партия - основанная на индивидуальном членстве политическая организация, членами которой являются физические лица.

Статья 5. Территориальная сфера деятельности политических объединений

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные политические объединения.
Под общероссийским политическим объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои отделения. Для получения статуса общероссийской политической партии политическое объединение должно иметь не менее 50 членов в каждом из отделений.
Под межрегиональным политическим объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями не менее чем в двух и не более чем в половине субъектов Российской Федерации и имеет там свои отделения. Численность членов, необходимая для получения статуса межрегиональной политической партии, определяется законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого данная партия получает регистрацию.
Под региональным политическим объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями более чем в половине административно-территориальных единиц данного субъекта Российской Федерации и имеет там свои отделения. Численность членов, необходимая для получения статуса региональной политической партии, определяется законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого данная партия получает регистрацию.
Под местным политическим объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями менее чем в половине административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Численность членов, необходимая для получения статуса местной политической партии, определяется законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого данная партия получает регистрацию.

Статья 6. Учредители, члены и участники политического объединения

1. Учредителями, членами и участниками политических объединений могут быть граждане Российской Федерации, имеющие право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, а также юридические лица - российские политические объединения.
Учредителями политического объединения являются физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором было создано данное политическое объединение. Учредители политического объединения имеют равные права и несут равные обязанности. Учредители политических партий автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Членами политической партии являются физические лица, чья заинтересованность в совместной реализации положений программы партии в соответствии с нормами ее устава оформляется личными заявлениями о вступлении в члены партии. Члены политической партии имеют равные права и несут равные обязанности. Гражданин не может быть одновременно членом двух и более партий.
Участниками политического объединения являются физические и юридические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом политического объединения. Участники политического объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
2. Не могут быть учредителями, членами и участниками политических объединений лица, замещающие государственные должности категории “А” (за исключением депутатов законодательных органов государственной власти), военнослужащие, работники прокуратуры, сотрудники органов ФСБ, МВД, налоговой полиции, юстиции, таможни. Названные лица обязаны приостанавливать свое членство в политических партиях на период исполнения своих полномочий.
3. Права и обязанности учредителей, членов и участников политических объединений, условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставами этих объединений.
4. В своей служебной и производственной деятельности члены политического объединения, за исключением работников его аппарата, решениями политического объединения не связаны.

Статья 7. Наименование и символика политических объединений

1. В наименовании политического объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Политическое объединение не может использовать наименование политического объединения, запрещенного решением суда, а также политического объединения, ликвидированного решением суда, если с момента его ликвидации не прошло четыре года.
Общероссийские политические объединения могут использовать в своих названиях наименование “Россия”, “Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
2. Под символикой политического объединения понимаются используемые в его документах и (или) демонстрируемые публично изображения символов, флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.
Символика политических объединений не должна совпадать (полностью или в основных чертах) с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с символикой других зарегистрированных общественных объединений, с символикой иностранных государств, с символикой политического объединения, запрещенного решением суда, а также политического объединения, ликвидированного решением суда, если с момента его ликвидации не прошло четыре года.
Символика политических объединений не должна противоречить политико-правовым принципам и ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, не должна оскорблять национальные и религиозные чувства, противоречить требованиям общественной нравственности.
Символика политических объединений не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность.
Политическое объединение не может использовать нацистскую (фашистскую) символику. Под нацистской (фашистской) символикой понимаются*  флаги, эмблемы, вымпелы, значки, атрибуты униформ, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии (свастики, фасций, приветственных жестов и других отличительных знаков государственных, военных и иных структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую). Под демонстрацией нацистской (фашистской) символики политическими объединениями понимается ношение изображений этой символики членами или участниками политических объединений, другое публичное выставление ими данной символики в ходе мероприятий, организуемых политическим объединением, а также ее изображение на страницах печатных изданий политических объединений, тиражирование в печатном виде, в фото-, кино- и видеоматериалах, другие действия членов и участников политических объединений, делающие восприятие этой символики общедоступным.

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И САМОРОСПУСК ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 8. Ограничения на создание и деятельность политических объединений

1. Запрещается создание и деятельность политических объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, на другие противоправные действия.
Внесение в учредительные и программные документы политических объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
2. Не допускается в любых формах создание организационных структур политических объединений и деятельность политических объединений в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, правоохранительных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, в учреждениях и организациях, на предприятиях.
3. Запрещается любая деятельность политических объединений в образовательных учреждениях. Запрещается создание при политических объединениях детских и молодежных организаций.
4. В случае введения в Российской Федерации или на отдельных ее территориях чрезвычайного положения на политические объединения могут распространяться временные ограничения их деятельности в порядке и объеме, предусмотренном федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.
5. После ликвидации политического объединения либо регионального или местного отделения политического объединения аналогичное политическое объединение либо региональное или местное отделение политического объединения может быть вновь создано при условии соблюдения требований части 5 и части 6 статьи 38 настоящего Федерального закона.
6. После запрещения политического объединения не может быть создано политическое объединение с тем же названием, либо с той же символикой, либо с той же программой, либо с тем же основным составом учредителей или руководящих органов (то есть составом, две трети членов которого входили в прежний состав).

Статья 9. Программа и устав политического объединения

Политическое объединение должно иметь изложенные в письменной форме Программу и Устав.
В Программе должны быть сформулированы политико-идеологическая платформа политического объединения, а также цели, формы и направления его деятельности.
Устав политического объединения должен содержать:
1) наименование данного политического объединения с указанием на его организационно-правовую форму, территориальную сферу его деятельности, принадлежность к политическим объединениям;
2) указание на намерение политического объединения участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в работе избранных законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;
3) описание символики политического объединения;
4) перечень руководящих, контрольных и ревизионных органов политического объединения, порядок их формирования и деятельности в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона;
5) условия и порядок приобретения и утраты членства в политическом объединении (для политических партий и политических организаций) в соответствии с частью 2 статьи 1 и с частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества политического объединения, права политического объединения и его отделений по управлению имуществом;
7) порядок уплаты членских взносов (если таковые предусмотрены уставом);
8) порядок внесения изменений и дополнений в устав политического объединения.
В Уставе могут содержаться и иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Сведения об изменениях, вносимых в Программу и Устав, представляются в регистрирующий орган.

Статья 10. Демократические основы внутреннего устройства и деятельности политического объединения

Демократический характер внутреннего устройства и деятельности политического объединения обеспечивается путем:
- признания высшим органом политического объединения съезда (конференции) членов политического объединения (либо их представителей) или собрания учредителей политического объединения;
- периодичности выборов на альтернативной основе руководящих органов политического объединения не реже, чем один раз в три года;
- коллегиальности руководящих органов;
- принятия важнейших решений (в том числе таких, как выборы руководящих, контрольных и ревизионных органов политического объединения, выдвижение кандидатов и отзыв выдвинутых кандидатов от политического объединения на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, решение о реорганизации политического объединения, его самороспуске, о роспуске территориальных отделений и т.п.) на съезде (конференции, собрании) путем тайного голосования;
- правомочности решений, принимаемых высшими, руководящими, контрольными и ревизионными органами политического объединения при условии наличия кворума в две трети их членов;
- наличия гарантий демократического волеизъявления для групп, находящихся в меньшинстве (предоставление права выступления в ходе заседания высшего органа политического объединения представителям любой группы лиц, составляющих не менее одной пятой части от присутствующих учредителей, членов или участников политического объединения);
- гарантий информационной открытости деятельности политического объединения;
- учета в организации и деятельности политических объединений конституционного принципа равенства прав и возможностей мужчин и женщин во всех сферах социально-политической жизни;
- запрета на одновременное вхождение одного и того же лица в состав руководящих, контрольных или ревизионных органов политического объединения;
- запрета на вхождение в состав руководящих, контрольных или ревизионных органов политического объединения лиц, находящихся в родстве;
- запрета на выдвижение в качестве кандидатов от политического объединения на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления лиц, находящихся в родстве;
- демократической процедуры исключения из членов политической партии на общем собрании соответствующего регионального или местного отделения партии (для политических партий).
Уставом политического объединения могут быть предусмотрены и иные гарантии демократического характера внутреннего устройства и деятельности политического объединения (такие как: предоставление учредителям или членам политических объединений права обжалования решений и действий руководящих органов; демократическая процедура рассмотрения жалоб в контрольных органах политического объединения и другие).

Статья 11. Создание политических объединений

Процесс создания политического объединения включает в себя следующие этапы:
- создание инициативной группы учредителей политического объединения, в состав которой входит не менее десяти физических лиц;
- сообщение в средства массовой информации о месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания), об основных положениях программы будущего политического объединения, о его учредителях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда (конференции, собрания);
- созыв учредительного съезда (конференции, собрания), на котором принимается решение о создании политического объединения, утверждается устав, программа и формируются руководящие, контрольные и ревизионные органы будущего политического объединения, утверждается его официальное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности, принимается решение о создании региональных или местных отделений политического объединения, необходимых для получения статуса политического объединения соответствующего уровня;
- создание и государственная регистрация региональных или местных отделений политического объединения;
- государственная регистрация политического объединения.

Статья 12. Создание отделений политических объединений

Региональные, местные отделения политического объединения создаются в порядке, устанавливаемом уставом политического объединения.
Региональное отделение создается по инициативе не менее 10 учредителей - физических лиц, местное отделение - по инициативе не менее 5 учредителей - физических лиц.
Решение о создании регионального, местного отделения политического объединения принимается на собрании его учредителей (учредительном собрании).
Региональные, местные отделения политических объединений считаются созданными и приобретают права юридического лица с момента их государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
Региональные, местные отделения политических объединений имеют наименование соответствующего политического объединения с указанием своей территориальной принадлежности.
В каждом субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение политического объединения. В каждой административно-территориальной единице может быть создано только одно местное отделение политического объединения, соответствующее уровню данной административно-территориальной единицы.

Статья 13. Государственная регистрация политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. Государственная регистрация общероссийского политического объединения производится Министерством юстиции Российской Федерации.
Государственная регистрация межрегионального политического объединения производится органом юстиции субъекта Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа данного политического объединения.
Государственная регистрация регионального и местного политического объединения, а также регионального и местного отделения политического объединения осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации, на территории которого будет действовать данное политическое объединение или отделение политического объединения.
2. Для государственной регистрации политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения в регистрирующий орган подаются следующие документы:
- заявление о создании политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения, подписанное членами его руководящего органа с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства и контактного телефона каждого;
- копия программы политического объединения;
- нотариально заверенная копия устава политического объединения;
- выписка из протокола учредительного съезда (конференции, собрания), содержащая сведения о создании политического объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов, а также выписка из протокола учредительного собрания отделения (при регистрации отделения политического объединения), содержащая сведения о создании соответствующего регионального или местного отделения политического объединения и о формировании руководящих органов;
- сведения об учредителях политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения с указанием фамилии, имени и отчества, места работы и занимаемой должности, места жительства и контактного телефона для физических лиц; юридического адреса и контактного телефона для юридических лиц;
- документ о предоставлении юридического адреса политическому объединению, региональному или местному отделению политического объединения;
- фактический адрес и контактный телефон политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения;
- копии свидетельств о регистрации региональных или местных отделений политического объединения (при регистрации политического объединения);
- экземпляр издания средства массовой информации, в котором помещено сообщение о месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания) политического объединения, а также сообщено об основных положениях его программы (при регистрации политического объединения);
- изображение символики политического объединения (в случае, если такая символика имеется);
- документ об уплате регистрационного сбора;
- при использовании политическим объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование (при регистрации политического объединения).
Регистрирующий орган не может требовать иные документы, не указанные в статье 13 настоящего Федерального закона.
3. Региональные, местные отделения вновь создаваемых политических объединений регистрируются до получения государственной регистрации самого политического объединения на основании документов, принятых на учредительном съезде будущего политического объединения (выписки из протокола учредительного съезда, конференции или собрания, где зафиксировано решение о создании политического объединения, а также решение о создании соответствующего регионального или местного отделения, а также копии программы и устава будущего политического объединения).
4. Документы на государственную регистрацию политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции, собрания).
5. При обнаружении в представленных документах ошибок или неточностей, регистрирующий орган обязан дать инициативной группе письменное мотивированное уведомление о допущенных нарушениях и предложить устранить их.
6. Регистрирующий орган в месячный срок со дня получения документов на регистрацию или устранения ошибок и неточностей в представленных документах обязан рассмотреть заявление о регистрации политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения и принять решение: зарегистрировать политическое объединение, региональное или местное отделение политического объединения и выдать учредителям свидетельство о государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
7. За государственную регистрацию политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. После принятия решения о регистрации политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения регистрирующий орган в недельный срок вносит сведения об образовании политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения в единый государственный реестр юридических лиц и выдает свидетельство о государственной регистрации. Политическое объединение, региональное и местное отделение политического объединения считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
9. Изменения и дополнения сведений, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, подлежат государственной регистрации тем же органом, в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.
10. Нарушение сроков регистрации (уклонение от регистрации) может быть обжаловано в судебном порядке.
11. Регистрирующий орган ежегодно по состоянию на 1 января публикует списки политических объединений, региональных и местных отделений политических объединений в средствах массовой информации с указанием даты их регистрации, количества членов в соответствующих отделениях (для политических партий); контактных телефонов политического объединения и его отделений, а также по запросам соответствующих избирательных комиссий представляет им в десятидневный срок со дня получения соответствующего запроса списки политических объединений по состоянию на день получения запроса.

Статья 14. Отказ в государственной регистрации в качестве политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. В государственной регистрации в качестве политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения отказывается, если:
- создаваемое политическое объединение характеризуется признаками, указанными в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
- положения устава создаваемого политического объединения противоречат Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- программа и устав создаваемого политического объединения не соответствуют требованиям статьи 10 настоящего Федерального закона;
- учредители создаваемого политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения не отвечают требованиям, указанным в статье 6 настоящего Федерального закона;
- отсутствуют документы, указанные в статье 13 настоящего Федерального закона;
- наименование и символика создаваемого политического объединения не соответствуют требованиям статьи 7 настоящего Федерального закона;
- юридический адрес создаваемого политического объединения находится за пределами территории Российской Федерации, юридический адрес создаваемого регионального и местного отделения политического объединения находится за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- в результате проверки, проведенной по инициативе регистрирующего органа, в документах, представленных на регистрацию, обнаружена существенная недостоверность сведений;
2. Мотивированный отказ в государственной регистрации в качестве политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения выдается в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации.
3. Отказ в государственной регистрации в качестве политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Рассмотрение повторного обращения в орган, регистрирующий политические объединения, и вынесение по этому обращению решения производятся в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
4. Отказ в государственной регистрации в качестве политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения может быть обжалован в судебном порядке. Суд обязан рассмотреть жалобу на отказ в регистрации в течение месяца со дня ее подачи.

Статья 15. Отмена регистрации политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения по вновь открывшимся обстоятельствам

Регистрация политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения может быть отменена в судебном порядке по вновь открывшимся обстоятельствам, если выяснится, что регистрация была основана на недостоверных учредительных документах или явилась результатом неправильного применения законодательства регистрирующим органом.
С соответствующим заявлением в суд может обратиться орган, зарегистрировавший политическое объединение. С жалобой в суд может обратиться гражданин, чье право на объединение было нарушено неправомерным решением регистрирующего органа о регистрации данного политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения.

Статья 16. Реорганизация политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. Под реорганизацией политического объединения понимается: его преобразование в другое общественное объединение; слияние с другим (другими) общественным объединением; разделение на два или более самостоятельных общественных объединения; присоединение к другому общественному объединению; изменение территориальной сферы деятельности политического объединения; изменение организационной формы политического объединения.
2. Реорганизация политического объединения осуществляется по решению его съезда (конференции, собрания), одновременно являющегося и учредительным съездом (конференцией, собранием), где принимается решение о создании нового политического объединения в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона или нового общественного объединения в соответствии со статьями 18, 19, 20 и 21 Федерального закона “Об общественных объединениях”.
3. Реорганизация политического объединения влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации политического объединения, исключение его из единого государственного реестра юридических лиц, утрату им прав юридического лица, а также исключение из единого государственного реестра юридических лиц и утрату прав юридического лица региональными и местными отделениями политического объединения в течение месяца со дня подачи документов о реорганизации политического объединения в орган, зарегистрировавший данное объединение.
4. Имущество политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения переходит после его реорганизации к вновь образованным юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
5. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения осуществляется в порядке, установленном соответственно статьей 13 настоящего Федерального закона.
6. С момента принятия решения о реорганизации политического объединения фракции данного политического объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления распускаются при сохранении за членами бывших фракций их депутатских мандатов.
Реорганизация политической партии, связанная с утратой статуса политического объединения, влечет за собой лишение депутатских мандатов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, избранных по спискам соответствующего избирательного объединения.
7. Реорганизация регионального и местного отделения политического объединения (выход из состава политического объединения) осуществляется по решению его конференции или собрания. Реорганизация регионального и местного отделения влечет за собой аннулирование свидетельства о его государственной регистрации, исключение его из единого государственного реестра юридических лиц, утрату им прав юридического лица, утрату права на использование наименования политического объединения, из состава которого оно вышло.

Статья 17. Самороспуск политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. Самороспуск политического объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного политического объединения. Самороспуск регионального и местного отделения политического объединения осуществляется по решению его общего собрания в соответствии с уставом данного отделения или уставом политического объединения.
2. Самороспуск политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения, а также роспуск регионального или местного отделения политического объединения по решению съезда (конференции) или общего собрания политического объединения влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения, исключение его из единого государственного реестра юридических лиц и утрату им прав юридического лица.
3. Имущество, оставшееся в результате самороспуска политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения, а также роспуска отделения решением политического объединения, после удовлетворения имущественных претензий направляется на цели, предусмотренные уставом политического объединения либо уставом регионального или местного отделения политического объединения. В спорных случаях судьба имущества определяется решением суда.
4. С момента принятия решения о самороспуске политического объединения фракции данного политического объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления распускаются при сохранении за членами бывших фракций их депутатских мандатов. 

ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 18. Права политических объединений

Каждое политическое объединение для реализации своей программы и осуществления уставных целей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеет право осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в том числе:
- свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели и задачи, в том числе осуществлять эту деятельность на равных основаниях через государственные и муниципальные средства массовой информации;
- учреждать издательства и средства массовой информации;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- участвовать в подготовке и проведении референдума, создавать инициативную группу для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума;
- создавать фракции и другие депутатские объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- создавать отделения в соответствии со своими уставными целями и задачами;
- осуществлять для реализации своих уставных целей и задач финансовую деятельность и предпринимательскую деятельность издательского и пропагандистского характера, а также иную хозяйственную деятельность, вытекающую из устава политического объединения и не противоречащую законодательству Российской Федерации;
- устанавливать и поддерживать международные связи и контакты с зарубежными объединениями (за исключением связей и контактов с общественными объединениями, которые запрещены законодательством соответствующих стран или деятельность которых противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права);
- получать государственную поддержку в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 19. Участие политических объединений в выборах

1. Политические объединения участвуют в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления путем выдвижения кандидатов, представительства в избирательных комиссиях, проведения предвыборной агитации, наблюдения за ходом выборов, порядком голосования, правильностью подведения итогов голосования и определения результатов выборов.
2. Политические объединения участвуют в выборах самостоятельно или заключая предвыборные коалиции с другими политическими объединениями с целью солидарной поддержки кандидатов в выборные органы государственной власти и местного самоуправления.
3. Для участия в выборах путем выдвижения кандидатов политические объединения должны получить статус избирательных объединений или избирательных блоков.
Избирательное объединение - политическое объединение, созданное и зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации не позднее чем за год до дня голосования.
Если за период времени с момента регистрации политического объединения прошли две избирательные кампании по выборам законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего уровня (для общероссийских, межрегиональных и региональных политических объединений) или представительного органа местного самоуправления (для местных политических объединений), то для получения статуса избирательного объединения ему необходимо подтвердить статус политического объединения путем представления в избирательную комиссию сведений о своем участии в выборах в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Избирательный блок не может иметь наименование, которое совпадает с наименованием ранее зарегистрированного общественного объединения соответствующего уровня, не входящего в данный блок.
Процессы создания и деятельности избирательных объединений и избирательных блоков регулируются законодательством о выборах.
4. Политическая партия, имеющая статус избирательного объединения, а также избирательный блок, состоящий из политических партий, могут:
- выдвигать из числа своих членов списки кандидатов в депутаты при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти или представительные органы местного самоуправления по пропорциональной избирательной системе.
Все избирательные объединения и блоки имеют право:
- выдвигать кандидатов в депутаты при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти или представительные органы местного самоуправления по мажоритарной избирательной системе;
- выдвигать кандидатов на иные выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления.
5. Избирательное объединение, избирательный блок, получивший на выборах депутатов по пропорциональной избирательной системе менее трех процентов голосов избирателей, вправе заявить о том, какому избирательному объединению или избирательному блоку должны быть переданы голоса избирателей, проголосовавших за выдвинутый им список кандидатов в депутаты, при распределении депутатских мандатов, полученных в рамках пропорциональной избирательной системы. Данное решение принимается на съезде (конференции) политической партии, сформировавшей избирательное объединение, или на совместном съезде (конференции) политических партий, образовавших избирательный блок, путем тайного голосования. Решение оформляется постановлением и передается в избирательную комиссию соответствующего уровня в течение десяти дней после установления итогов голосования. Избирательная комиссия учитывает полученную информацию при установлении общих итогов выборов и доводит ее до всеобщего сведения.
6. В списках кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления по пропорциональной избирательной системе, число лиц одного пола не должно составлять более двух третей от общей численности списка. Кандидаты обоих полов должны быть равномерно представлены по всему списку в соответствии с указанной квотой: в списке не должно быть указано подряд более двух лиц одного пола. Среди кандидатов, выдвинутых избирательным объединением или избирательным блоком по всем избирательным округам при выборах по мажоритарной избирательной системе, число лиц одного пола не должно составлять более двух третей от общей численности выдвинутых кандидатов.

Статья 20. Фракции и депутатские группы политических объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти и местного самоуправления

1. Избирательные объединения и избирательные блоки, получившие на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления в рамках пропорциональной избирательной системы не менее трех процентов голосов избирателей, создают фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти или представительном органе местного самоуправления.
2. Депутаты, не входящие во фракции, могут создавать депутатские группы на базе общей политической платформы, выраженной в политической программе депутатской группы.
3. Депутаты, не входящие во фракции и депутатские группы, могут создать смешанную депутатскую группу.
4. Численность депутатской группы, смешанной депутатской группы не может быть ниже численности самой малочисленной депутатской фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти и местного самоуправления соответствующего созыва на момент регистрации данной фракции.
5. Фракции, депутатские группы и смешанная депутатская группа имеют равные права.
Фракции, депутатские группы и смешанная депутатская группа в законодательном (представительном) органе государственной власти и представительном органе местного самоуправления действуют в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности данного органа.

Статья 21. Поддержка политических объединений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления

Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку политическим объединениям путем:
- обеспечения им равного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также средствам массовой информации с участием государства и органов местного самоуправления;
- выделения из имущества, относящегося к государственной и муниципальной собственности, помещений для общественно-политических центров и оснащения этих помещений оргтехникой, средствами связи и т.п. с последующим предоставлением их политическим объединениям на льготных условиях на основе соблюдения принципа равенства (иные формы использования государственной и муниципальной собственности политическими объединениями запрещаются);
- осуществления финансирования деятельности политических объединений в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
- обеспечения равенства возможностей для проведения избирательных кампаний.
Государственная поддержка политического объединения временно прекращается в случае приостановления деятельности политического объединения в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В случае ликвидации или запрета деятельности политического объединения государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда, а авансированные выплаты, предусмотренные статьей 32 настоящего Федерального закона, возвращаются органу, осуществившему эти выплаты.

Статья 22. Обязанности политического объединения

Политическое объединение обязано:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом;
- ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в налоговые органы финансовый отчет об источниках, размерах и расходовании средств, об имуществе и уплаченных налогах, а также об учрежденных политическим объединением общественно-политических фондах (с приложением копии баланса и банковской выписки по состоянию на конец финансового года); одновременно с этим представлять аналогичную информацию в регистрирующие органы, которые публикуют эти сведения в средствах массовой информации или иных общедоступных средствах информации;
- представлять по запросу регистрирующего органа решения руководящих органов и должностных лиц политического объединения, а также годовые и квартальные отчеты о деятельности политических объединений, в том числе и об их финансовой деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
- допускать представителей регистрирующего органа на проводимые политическим объединением мероприятия, а также представителей избирательной комиссии соответствующего уровня при проведении мероприятий, связанных с участием в выборах;
- ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием фактического адреса постоянно действующего руководящего органа, изменений, внесенных в устав и программу политического объединения, а также сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц. Непредставление указанных сведений в течение одного года влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о приостановлении деятельности данного политического объединения в соответствии с требованиями статьи 35 настоящего Федерального закона.
Политическое объединение обязано подтверждать свой статус путем участия в выборах в соответствии с требованиями статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Подтверждение статуса политического объединения

Для подтверждения своего статуса политическое объединение за период времени, охватывающий две избирательные кампании по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего уровня или представительного органа местного самоуправления, должно (самостоятельно или в блоке с другими политическими объединениями) продемонстрировать свою общественную поддержку путем:
- выдвижения зарегистрированного списка кандидатов при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего уровня или в представительный орган местного самоуправления по пропорциональной избирательной системе;
- либо выдвижения зарегистрированных кандидатов не менее чем в одной пятой одномандатных избирательных округов;
- либо избрания одного кандидата, выдвинутого данным политическим объединением, в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего уровня или в представительный орган местного самоуправления;
- либо сбором необходимого числа подписей в поддержку своего кандидата на пост Президента Российской Федерации, или главы субъекта Российского Федерации, или главы органа местного самоуправления.
Политическое объединение, не выполнившее за указанный период времени ни одно из перечисленных требований, лишается статуса политического объединения на основании решения суда по заявлению зарегистрировавшего его органа и ликвидируется в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.
Повторное создание политического объединения либо с тем же названием, либо с той же программой, либо с тем основным составом учредителей или руководящих органов (то есть составом, две трети членов которого входили в прежний состав) возможно не ранее чем через четыре года со дня его ликвидации.

Статья 24. Запрещение экстремистской деятельности политических объединений

Под экстремистской деятельностью понимается деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных действий.
Под экстремистской деятельностью политического объединения понимается:
- экстремистская деятельность руководителей или руководящих органов политического объединения;
- экстремистская деятельность членов и участников политического объединения, осуществляемая с ведома одного из руководителей или руководящих органов политического объединения;
- экстремистская деятельность, осуществляемая членами и участниками политического объединения без ведома руководителей и руководящих органов политического объединения (если руководители или руководящие органы политического объединения не выступят с публичным заявлением, осуждающим эту деятельность в течение трех дней после того, как они официально были поставлены о ней в известность).
Экстремистская деятельность политических объединений запрещается.

Статья 25. Надзор и контроль за деятельностью политических объединений

1. Надзор за соблюдением законов политическими объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.
2. Орган, регистрирующий политические объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям, а также контроль за соблюдением политическими объединениями действующего законодательства.
Орган, регистрирующий политические объединения, вправе:
- запрашивать у руководящих органов политических объединений и учрежденных ими общественно-политических фондов их распорядительные документы;
- получать от руководящих органов политических объединений иную информацию о деятельности политических объединений и учрежденных ими общественно-политических фондов;
- проверять наличие численного состава учредителей или членов политического объединения, необходимых для получения и подтверждения статуса политического объединения согласно требованиям статьи 5 настоящего Федерального закона;
- направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях.
3. Контроль за источниками доходов политических объединений и учрежденных ими общественно-политических фондов, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах, а также проверку финансовых отчетов политических объединений и учрежденных ими общественно-политических фондов осуществляют соответствующие налоговые органы.
4. После проверки финансовые отчеты политических объединений направляются в Счетную палату Российской Федерации не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Счетная палата Российской Федерации направляет финансовые отчеты политических объединений и учрежденных ими общественно-политических фондов Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для распространения в форме парламентских документов. Государственное финансирование политических партий в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона может быть приостановлено в случае нарушения политическим объединением положений настоящей статьи.
5. Надзор и контроль за выполнением политическими объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Статья 26. Собственность политического объединения, его регионального и местного отделения

Политическое объединение (его региональное и местное отделение) может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, имущество культурно-просветительного назначения, денежные средства, иное имущество, необходимое для материального обеспечения его уставной деятельности. В собственности политического объединения могут также находиться типографии, издательства, средства массовой информации, предприятия по выпуску сувениров с символикой политического объединения, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного политического объединения в соответствии с его уставными целями.
Собственником имущества регионального и местного отделения политического объединения в соответствии с его уставом является либо само отделение, либо политическое объединение.
От имени политического объединения (регионального и местного отделения политического объединения) права собственника осуществляют его постоянно действующие руководящие органы.
Каждый отдельный член политического объединения не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего политическому объединению, его региональному и местному отделению.
Имущественные споры решаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Статья 27. Источники формирования имущества политического объединения

Имущество политического объединения формируется на основе:
- вступительных и членских взносов (если их уплата предусмотрена уставом);
- добровольных взносов и пожертвований;
- поступлений от проводимых в соответствии с уставом политического объединения лекций, выставок, лотерей и иных мероприятий;
- доходов от предпринимательской деятельности политического объединения;
- доходов от гражданско-правовых сделок;
- государственных субсидий в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
- доходов по банковским вкладам;
- других не запрещенных законом поступлений.

Статья 28. Добровольные взносы и пожертвования на нужды политических объединений

1. Политические объединения вправе принимать взносы и пожертвования в виде денежных средств от физических и юридических лиц при условии, что эти взносы и пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием источника: для юридического лица указывается наименование, дата государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, банковские реквизиты; для граждан указывается фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика.
Политические объединения вправе принимать взносы и пожертвования в виде имущества и услуг. Стоимость имущества и услуг определяется ценами, уплачиваемыми в обычных деловых отношениях за аналогичные или сравнимые приобретения, и включается в общую сумму получаемых пожертвований.
2. Не допускаются взносы и пожертвования от:
- благотворительных и религиозных организаций, профессиональных союзов, политических объединений;
- государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также предприятий, государственная или муниципальная доля в уставном капитале которых превышает 20 процентов;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением субсидий, предоставляемых этими органами в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
- государственных и муниципальных учреждений и организаций;
- иностранных государств, иностранных граждан и юридических лиц, международных организаций, международных общественных объединений;
- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 20 процентов;
- анонимных лиц;
- лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Пожертвования, перечисленные в части второй настоящей статьи, политическое объединение должно в двухнедельный срок со дня получения передать в доход государства на цели образования, науки, культуры и здравоохранения.

Статья 29. Хозяйственная деятельность политического объединения

Политические объединения могут в соответствии с действующим законодательством о предпринимательской деятельности осуществлять предпринимательскую деятельность полиграфического, издательского и пропагандистского характера, связанную с эксплуатацией издательств, типографий, радио- и телестанций, проведением выставок, лекций, иных аналогичных общественно-политических мероприятий и т.п. постольку, поскольку это служит достижению их уставных целей.
Политические объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации (за исключением хозяйственных организаций международного характера), а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые политическими объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Политические объединения могут создавать предприятия по производству сувениров со своей символикой, а также заниматься продажей этих сувениров. Запрещается производство и продажа в качестве сувениров предметов народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
Доходы от предпринимательской деятельности политических объединений не могут перераспределяться между членами, участниками или учредителями этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Не допускается использование политическими объединениями своих средств на благотворительные цели.
Политическим объединениям запрещается покупка и продажа ценных бумаг.

Статья 30. Общественно-политические фонды

Политическое объединение может учреждать общественно-политические фонды.
Под общественно-политическим фондом понимается некоммерческая организация в форме фонда, учрежденная политическим объединением с целью занятия образовательной и просветительской деятельностью.
Общественно-политический фонд не может осуществлять иную деятельность, кроме образовательной и просветительской деятельности, соответствующей уставным целям политического объединения, учредившего данный фонд. Имущество общественно-политического фонда формируется в соответствии со статьей 27 и статьей 28 настоящего Федерального закона. Остальные вопросы создания и деятельности общественно-политических фондов регулируются Федеральным законом “О некоммерческих организациях”.

Статья 31. Порядок осуществления финансовой деятельности политического объединения

1. Политическое объединение имеет один расчетный счет и, в случае необходимости, по одному расчетному счету для региональных и местных отделений по месту государственной регистрации политического объединения и его отделений. Финансовая деятельность политического объединения осуществляется только через эти счета.
2. Политическое объединение представляет ежегодные отчеты о своей финансовой деятельности и о финансовой деятельности учрежденных им общественно-политических фондов в соответствии с требованиями части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона.
3. Финансирование деятельности политических объединений органами государственной власти и местного самоуправления может быть прекращено в случае непредставления политическим объединением финансового отчета в соответствии с требованиями части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона.

Статья 32. Государственное финансирование деятельности политических объединений

1. Финансирование деятельности политических объединений, участвующих в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, производится избирательными комиссиями соответствующего уровня за счет средств, выделяемых из бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета). Порядок финансирования избирательных кампаний политических объединений и отчетности об использовании государственных субсидий на проведение избирательных кампаний определяется законодательством о выборах.
2. Финансирование деятельности фракций и депутатских групп в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления производится в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности этих органов из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
3. Денежные средства, выделяемые на государственное финансирование политических объединений, не подлежат налогообложению.

ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Статья 33. Ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законодательства о политических объединениях

Граждане и политические объединения, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом, оказались нарушенными, могут обратиться с жалобой на неправомерные действия государственных органов, политических объединений, должностных лиц в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, руководящему органу политического объединения, должностному лицу. Государственные органы, политические объединения, должностные лица, действиями которых были нарушены права граждан и политических объединений, предусмотренные настоящим Федеральным законом, или созданы препятствия осуществлению этих прав, несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Статья 34. Ответственность политических объединений, их членов и участников за нарушение законодательства Российской Федерации

Политическое объединение в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом.
объединение, причинившее незаконными действиями материальный или моральный ущерб гражданам, юридическим лицам или государству, обязано возместить его в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 35. Приостановление деятельности политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. Деятельность политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения может быть приостановлена в случае нарушения им Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Если нарушения совершены общероссийским политическим объединением, Генеральный прокурор Российской Федерации или Министр юстиции Российской Федерации вносит в руководящие органы политического объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не были устранены, а полученное предупреждение не было обжаловано в суд в установленном законом порядке или не было признано судом не основанным на законе, деятельность политического объединения приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или Министра юстиции Российской Федерации.
деятельности межрегионального, регионального и местного политического объединения, а также регионального и местного отделения политического объединения на срок до шести месяцев осуществляется судом соответствующего субъекта Российской Федерации по заявлению прокурора или руководителя органа юстиции данного субъекта Российской Федерации после внесения им представления об указанных нарушениях в руководящие органы политического объединения или его регионального и местного отделения в случае, если в установленный им срок эти нарушения не были устранены, а полученное предупреждение не было обжаловано в суд в установленном законом порядке или не было признано судом не основанным на законе.
2. Орган, регистрирующий политические объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения после двух письменных предупреждений. В случае нарушения политическим объединением, региональным и местным отделением политического объединения настоящего Федерального закона, систематического совершения им действий, противоречащих его уставным целям, а также получения регистрирующим органом сведений о несоответствии численности учредителей или членов политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения требованиям статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган выносит руководящим органам политического объединения письменное предупреждение и устанавливает срок не менее одного месяца для устранения выявленных нарушений и несоответствий закону.
Если в установленный срок указанные нарушения или несоответствия закону не были устранены, а полученное предупреждение не было обжаловано в суд в установленном законом порядке или не было признано судом не основанным на законе, то регистрирующий орган выносит второе письменное предупреждение. Если в течение пятнадцати дней со дня вынесения второго письменного предупреждения нарушения или несоответствия закону не были устранены, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о приостановлении деятельности данного политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения.
4. Порядок приостановления деятельности политических объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Статья 36. Последствия приостановления деятельности политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

В случае приостановления деятельности политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права, перечисленные в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением финансовой и предпринимательской деятельности, связанной с расчетами по заключенным ранее договорам, возмещению убытков, причиненных действиями политического объединения, уплате налогов, штрафов и т.п.
Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения оно устраняет нарушение или несоответствие закону, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока политическое объединение, региональное и местное отделение политического объединения возобновляет свою деятельность.
В случае неустранения указанного нарушения или несоответствия закону орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

Статья 37. Ликвидация политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. Политическое объединение, региональное и местное отделение политического объединения может быть ликвидировано по решению суда в случае если оно:
- не подтвердило свой статус политического объединения путем участия в выборах в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
- продолжало противоправную деятельность после решения суда о приостановлении деятельности данного политического объединения, регионального или местного отделения политического объединения;
- не подтвердило наличие у него численности учредителей или членов, отвечающей требованиям статьи 5 настоящего Федерального закона,в суд о ликвидации общероссийского или межрегионального политического объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или Министром юстиции Российской Федерации.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного политического объединения, а также регионального и местного отделения политического объединения вносится прокурором субъекта Российской Федерации или руководителем органа юстиции субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано данное политическое объединение или отделение политического объединения.
Ликвидация политического объединения влечет за собой ликвидацию его региональных и местных отделений.
2. Региональное или местное отделение политического объединения может быть ликвидировано по решению зарегистрировавшего его органа на основании решения о роспуске регионального или местного отделения, принятого высшим органом политического объединения в соответствии с его уставом. Данное решение может быть оспорено в суде только по основаниям нарушения процедуры его принятия.
Региональное или местное отделение вновь создаваемого политического объединения может быть ликвидировано по решению зарегистрировавшего его органа в случае, если в течение шести месяцев после регистрации данного отделения в регистрирующий орган не будет представлена нотариально заверенная копия решения о регистрации соответствующего политического объединения.

Статья 38. Последствия ликвидации политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения

1. Ликвидация политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения означает прекращение его деятельности.
2. Ликвидация политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения влечет за собой аннулирование свидетельства о его государственной регистрации, исключение его из единого государственного реестра юридических лиц и утрату им прав юридического лица.
3. Имущество ликвидированного политического объединения после удовлетворения имущественных претензий направляется в доход государства.
4. С момента вступления в силу решения суда фракции данного политического объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти или представительных органах местного самоуправления распускаются. Депутаты, являвшиеся членами данных фракций на момент ликвидации политического объединения, лишаются депутатских мандатов.
5. В течение четырех лет после ликвидации политического объединения не может быть создано политическое объединение с тем же названием, либо с той же программой, либо с тем же основным составом учредителей или руководящих органов (то есть составом, две трети членов которого входили в прежний состав учредителей или руководящих органов ликвидированного политического объединения).
6. После ликвидации регионального или местного отделения политического объединения соответствующее отделение политического объединения может быть вновь создано не ранее чем через три месяца при условии смены его руководящего состава.

 

Статья 39. Запрещение политического объединения

Политическое объединение может быть запрещено по решению суда в случае занятия им экстремистской деятельностью в смысле статьи 24 настоящего Федерального закона.
Заявление в суд о запрещении общероссийского или международного политического объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации.
Заявление в суд о запрещении межрегионального, регионального и местного политического объединений по указанным в данной статье основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 40. Последствия запрещения политического объединения

Запрещение политического объединения влечет за собой его ликвидацию в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона.
После запрещения политического объединения не может быть создано политическое объединение с тем же названием, либо с той же программой, либо с тем же составом руководящих органов.
Руководители запрещенного политического объединения, регионального и местного отделения политического объединения в течение десяти лет не могут замещать любые выборные государственные должности, входить в состав руководящих органов политических объединений, быть учредителям детских и молодежных общественных объединений.
С момента вступления в силу решения суда о запрещении политического объединения фракции данного политического объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления распускаются. Депутаты, выдвинутые данным политическим объединением единым списком при выборах по пропорциональной избирательной системе или в одномандатных избирательных округах и являвшиеся членами данного политического объединения на момент его запрета, лишаются депутатских мандатов.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 41. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 42. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу

Признать не действующими в Российской Федерации статьи 6, 9 (в части положений, касающихся политических партий) Закона СССР “Об общественных объединениях” (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 42, ст. 839).

Статья 43. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

1. Внести следующие изменения в Федеральный закон “Об общественных объединениях” (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 7):
- исключить статью 12;
- в части 2 статьи 23 вместо слов “в соответствии с условиями, установленными статьей 12” настоящего Федерального закона записать: “в соответствии с Федеральным законом “О гарантиях многопартийности и правовом статусе политических объединений в Российской Федерации”;
- исключить часть 2 статьи 21.
2. Внести следующие изменения в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1997, № 38, ст. 4339):
- из части 11 статьи 2 снять слова “(политическая партия, политическая организация, политическое движение)”;
- часть 14 статьи 2 дополнить словами: “Избирательный блок не может иметь наименование, которое совпадает с наименованием ранее зарегистрированного общественного объединения соответствующего уровня, не входящего в данный блок.
3. Внести следующие изменения в Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание Законодательства Российской Федерации,1999, № 26 , ст. 3178):
- из пункта 1 статьи 32 снять слова “(политическая партия, политическая организация, политическое движение)”;
- часть 2 статьи 34 дополнить словами: “Избирательный блок не может иметь наименование, которое совпадает с наименованием ранее зарегистрированного общественного объединения соответствующего уровня, не входящего в данный блок;
- пункт 1 статьи 81 дополнить словами: “Избирательное объединение, избирательный блок, получивший на выборах депутатов по федеральному избирательному округу менее трех процентов голосов избирателей, вправе заявить о том, какому избирательному объединению или избирательному блоку должны быть переданы голоса избирателей, проголосовавших за выдвинутый им список кандидатов в депутаты, при распределении депутатских мандатов, полученных в рамках пропорциональной избирательной системы. Соответствующее решение принимается на съезде (конференции) политической партии, сформировавшей избирательное объединение, или на совместном съезде (конференции) политических партий, образовавших избирательный блок, путем тайного голосования. Решение оформляется постановлением и передается в избирательную комиссию соответствующего уровня в течение десяти дней после установления итогов голосования. Избирательная комиссия учитывает полученную информацию при установлении общих итогов выборов и доводит ее до всеобщего сведения”.
4. Внести следующие изменения в Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2000, № 1(ч. 2), ст. 11):
- пункт 1 статьи 29 дополнить словами: “Избирательный блок не может иметь наименование, которое совпадает с наименованием ранее зарегистрированного общественного объединения соответствующего уровня, не входящего в данный блок.
5. Внести следующие дополнения в Федеральный закон “О статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3466):
- часть 2 статьи 4 дополнить пунктом “д” следующего содержания: “запрещения деятельности политического объединения, выдвинувшего данного депутата при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу или по одномандатному избирательному округу, если на момент запрета данного политического объединения депутат являлся его членом”.
6. Внести следующие дополнения в Федеральный закон “Об образовании” (Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст.4135):
- часть 15 статьи 50 дополнить словами: “Запрещается любая деятельность политических объединений в образовательных учреждениях”.

Статья 44. О государственной регистрации политических объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона

Положения настоящего Федерального закона о государственной регистрации политических объединений распространяются на политические объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Уставы политических объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с указанным Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем съезде (конференции, собрании). Уставы политических объединений до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит указанному Федеральному закону.
Государственная перерегистрация политических объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена до 1 января 2002 года с освобождением от регистрационного сбора. К указанным политическим объединениям не применяются положения части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона о представлении учредительных документов на государственную регистрацию до истечения трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции, собрания). По истечении указанного срока перерегистрации политические объединения, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по заявлению органа, регистрирующего политические объединения.

Статья 45. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru