Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 12, декабрь 2000

Что такое партия?

Александр ЧУЕВ

Прежде всего, я хотел бы сказать несколько слов о слушаниях по проектам закона о партиях, прошедших в Государственной Думе. Здесь к этим слушаниям было предъявлено много претензий и, видимо, обоснованных. Но тем не менее в защиту этих слушаний (я был одним из организаторов) скажу: все, что мы могли сделать, мы постарались сделать. На слушания собралось около 300 человек – представителей различных политических объединений, общественных организаций. Были представлены четыре законопроекта о политических партиях. Наверное, мы не все смогли учесть, но тем не менее обмен мнениями состоялся.
Сегодня здесь представлен пятый законопроект, помимо тех четырех, которые уже давно обсуждаются. Но ни один из них пока официально не внесен в Госдуму, кроме одного, который был принят Государственной Думой еще в 1995 г., но впоследствии отклонен Советом Федерации. Естественно, с того времени в стране произошли большие изменения, и сейчас говорить об этом документе как о законопроекте, который можно было бы вновь принять или, допустим, согласовать с Советом Федерации, сложно. Как основа, он, безусловно, используется, в частности, и в моем законопроекте, и в законопроекте ЦИК, и в законопроекте А.Шишлова. Но сам по себе этот документ, конечно, устарел, это надо понимать, и рассматривать его серьезно в той редакции, в какой он был внесен в Государственную Думу и принят ею, мы уже не можем. Что касается моего законопроекта, то он был основан на двух законах, а именно, об общественных объединениях, о политических партиях, а также других законопроектах, находящихся в Государственной Думе, и на опыте зарубежных стран.
Относительно законопроекта ЦИК могу сказать, что он тоже имеет автора. Это – Дубровина Елена Павловна, член Центральной избирательной комиссии РФ. Но законопроект ЦИК абсолютно не самостоятелен в том смысле, что для его подготовки использовался новый законопроект и частично законопроект, находящийся в Государственной Думе. То есть фактически он является составным законопроектом, в который были привнесены идеи госпожи Дубровиной и собственно ЦИК. Именно эти идеи здесь критикуются.
Есть еще законопроект Александра Шишлова, депутата фракции “Яблоко”, но, на мой взгляд, он достаточно сырой и подготовлен на основе закона, который был принят ранее Государственной Думой.
Перейду к анализу основных положений обсуждаемого здесь инициативного законопроекта. Прежде всего, необходимо определиться с понятием “политическая партия”. В этом вопросе одного мнения, к сожалению, нет, и мое мнение отличается от мнений авторов этого законопроекта и законопроекта ЦИК. Я, например, считаю, что партия (это крамольная мысль, но я ее выскажу) не является общественным объединением. Почему? Политическая партия, на мой взгляд, является публично-правовым объединением граждан, то есть в отличие от всех других общественных объединений ее деятельность должна быть публичной. Тогда как деятельность любого другого общественного объединения совершенно не обязана быть публичной и все граждане совершенно не обязаны о ней знать. Деятельность партии должна быть публичной для того, чтобы она действовала в рамках закона, поскольку партия борется за государственную власть, за то, чтобы быть представленной в этой власти и определять политику государства.
Второй момент связан с тем, какие должны быть политические партии, должны ли они создаваться свободно. Здесь я, безусловно, поддерживаю Валентину Викторовну Лапаеву и считаю, что политические партии должны создаваться гражданами свободно и никаких ограничений на их создание, за исключением ограничений, диктуемых интересами безопасности страны, рамками уголовного законодательства, конституционными рамками, быть не должно. Будучи членом рабочей группы Центральной избирательной комиссии РФ, я на ее заседаниях всегда отстаивал и буду отстаивать эту позицию.
И в этом смысле, конечно же, необходимо разделить статусы политических партий. В моем проекте закона предусмотрены (здесь я также поддерживаю позицию обсуждаемого сегодня законопроекта) региональные и межрегиональные политические партии. Единственное, с чем я бы не согласился, – это создание местных политических партий. На мой взгляд, это не столько излишество, сколько вмешательство в дела местного самоуправления. Местное самоуправление нужно избавить от политики, поскольку оно наиболее приближено к гражданам и занимается конкретными вопросами – трубами, транспортом, в общем, теми вопросами, в которых политика играет не первую и, может быть, даже не вторую и не третью роль. Поэтому здесь создавать политические партии, с моей точки зрения, нецелесообразно. На региональном и межрегиональном уровнях, на уровне субъектов Федерации, конечно, политические партии должны быть, потому что, если их не будет, их место займут отделения общероссийских партий и это будет в определенной степени монополия, ограничение демократии, ограничение нормального функционирования субъектов Федерации.
Если говорить о численности общероссийских политических партий, то в моем законопроекте вначале была предусмотрена цифра 5 тысяч человек. Мы просто взяли за основу действующий порядок, когда по старому закону (это положение осталось еще со времен СССР) численность была установлена до 5 тысяч членов. Некоторые говорят, что численность надо увеличить до 10 тысяч. На мой взгляд, это сложный и спорный вопрос. Я понимаю, чем руководствуются эти люди. Их не устраивают нынешние 188 партий, численность которых очень мала, большинство из них нигде не представлены. Но повышая численность партии до 10 тысяч, мы тем самым просто переводим, и опасение такое есть, политику в разряд определенного вида бизнеса. На самом деле создать политическую партию, набрать 10, 20, 30, до 50 тысяч членов можно за определенную сумму денег, даже не имея ни идеологии, ни структуры. В результате никакого нормального ограничения на создание партии мы не получим. Мы просто повысим финансовую планку и введем в игру финансовые корпорации, которые будут решать определенные задачи путем создания вот таких специфических политических партий. Надо 50 тысяч членов и 50 соберут. Поэтому вопрос о численности сложен. Но какая-то численность должна быть зафиксирована в законе, можно спорить, какой она должна быть для того, чтобы действительно показать, что да, у этого объединения есть идеология и за ним стоят люди.
Конечно, общероссийские политические партии должны иметь отделения не менее чем в 45 субъектах Федерации и, понятно, что минимальная численность местного отделения также должна быть установлена. В моем законопроекте она не определялась, но за основу мы взяли 50 человек (я слышал здесь такую же цифру). В одном из вариантов законопроекта ЦИК сначала было записано 200, но после дискуссий на рабочей группе мы понизили эту планку до 100 человек. Может быть, этот процесс пойдет в нужном направлении и еще немножко понизим.
Что касается финансирования политических партий, это тоже очень спорный вопрос. В обсуждаемом сегодня законопроекте, как я понял, финансирования политических партий государством не предусмотрено. В принципе можно было бы с этим согласиться, если бы не одно обстоятельство. К сожалению, ситуация сегодня такова, что наши политические партии делятся на бедные и богаты. Но богатые они не потому, что у них много членов и они финансируются “снизу”. Нет, в первую очередь они либо используют финансовые ресурсы крупных корпораций, компаний или корпоративных объединений, которые являются их спонсорами, входят в состав учредителей и т.п., либо задействуют административные ресурсы. Партии же, которые по своей идеологии не сумели привлечь к себе какого-нибудь “олигарха” и у которых не оказалось достаточно административных ресурсов, сегодня оказывается действительно в сложном положении.
Я возглавляю Российскую Христианско-Демократическую партию больше десяти лет, и за эти годы чего мы только не перевидали, как мы только не крутились в политическом смысле для того, чтобы решить вопросы финансирования. Да, мы постепенно вышли на определенный уровень, из наших членов партии выросли свои предприниматели, мы обросли своими структурами, но на все это ушло очень много времени. Ни за год, ни за два, ни за три этого не сделаешь, нужно лет пять-семь для того, чтобы таких людей вырастить и получить достаточную финансовую поддержку.
Именно поэтому, на мой взгляд, государственное финансирование все-таки должно быть. Другой вопрос – какой механизм нужно заложить в законопроект. Мы предлагаем предусмотреть два вида финансирования.
Первый вид – одинаковый для всех, независимо от идеологии, самый минимальный, поддерживающий уровень финансирования, дающий возможность решать какие-то самые простые задачи в межвыборный период.
Второй вид – финансирование по итогам федеральных выборов тех партий, которые набрали определенное количество голосов или процентов (здесь могут быть разные варианты). Это нужно для того, чтобы партии, получив поддержку, мандат доверия от избирателей, имели возможность действовать в соответствии с этим мандатом. Я вам скажу откровенно, законопроектная деятельность партии тоже требует финансирования. В Госдуме финансирование, прямо скажем, очень символическое для того, чтобы обеспечить серьезную законопроектную работу. При этом я прекрасно осознаю опасности, которые здесь есть, но, чтобы их избежать, нужно предусмотреть в законодательстве определенные ограничения, ввести жесткие рамки и жесткий порядок финансирования.
Очень непростым является и вопрос о том, что делать с уже действующими политическими партиями. В первоначальном варианте проекта ЦИК вообще не было статьи, которая определяла бы статус тех политических и общественных объединений, которые существуют, и давала бы им какие-то возможности для изменения своего статуса. В моем законопроекте это предусмотрено. Насколько я понимаю, в обсуждаемом на этих слушаниях законопроекте также предусматривается простой порядок, причем для всех политических объединений, движений и партий. Но здесь есть один нюанс. Если несколько юридических лиц или несколько общественных организаций объединяются в политическое движение, то очень сложно проконтролировать его численность, структуру и пр. Все-таки партия должна иметь индивидуальное членство, для меня это достаточно важно. А относительно пропорциональности по половому признаку, думаю, никаких возражений не будет.
В целом же я считаю разработку данного инициативного законопроекта важным и позитивным шагом. Чем шире будет дискуссия на тему закона о политических партиях, тем лучше будет закон, который мы внесен в Государственную Думу и примем. Очевидно, что без общественного обсуждения такие жизненно важные для государства законы принимать нельзя.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru